Наши телефоны: +7 (727) 2 72 39 92, факс: +7 (727) 2 72 40 68

Меню раздела
"Об Ассоциации":

ГОВОРЯТ ПРОФЕССИОНАЛЫ

29.08.2019, Алматы






Кульшарипов Сагынбай Имантаевич - гл.специалист управления внутреннего и въездного туризма комитета индустрии туризма, член рабочей группы по разработке профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты позволят специалисту лучше планировать свою карьеру, ставить цели

1. Что такое профессиональный стандарт? И кому все-таки нужны профстандарты?
- Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
В свою очередь, профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт многофункциональный документ, который применяется:

  • в сфере труда - для управления персоналом, формирования кадровой политики;
  • в системе профессионального образования - при разработке и актуализации государственных образовательных стандартов и программ (в части профессиональной составляющей), профессионально-общественной аккредитации образовательных программ);
  • при независимой оценке квалификации.
Профстандарт предназначен для:
  • выработки единых требований к содержанию профессиональной деятельности работника, для обновления требований к его квалификации, отвечающих современным потребностям рынка труда;
  • решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций, отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры);
  • формирования образовательных программ всех уровней профессионального образования, обучения персонала в организациях (на предприятиях), а также разработки учебно-методических материалов к этим программам;
  • проведения оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.

2. Где будут применяться профессиональные стандарты?
- Профстандарты применяются:

  • выпускниками организаций образования, работниками;
  • руководителями организаций, руководителями и специалистами подразделений управления персоналом организаций;
  • специалистами, разрабатывающими государственные образовательные программы;
  • специалистами в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», согласно Трудовому кодексу РК, с 1 января 2016 года утверждает профессиональные стандарты, разработанные отраслевыми объединениями работодателей.
Работа по становлению основ Национальной системы квалификации РК с 2016 года продолжается в рамках Соглашения о партнерстве между Правительством Республики Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития по проекту «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест». Срок реализации настоящего проекта 5 лет (2016-2020 гг.). В рамках подкомпонета 1.1. «Совершенствование профессиональных стандартов, включая процессы пересмотра и согласования» планируется разработать около 550 профессиональных стандартов.
Профессиональные стандарты могут быть разработаны по инициативе объединений работодателей совместными группами экспертов производственных предприятий, учебных заведений и научных учреждений.
В настоящее время составляется и согласовывается перечень профессий (областей профессиональной деятельности, видов трудовой деятельности) для разработки профессиональных стандартов в рамках проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест».

3. Как оценить соответствие специалиста требованиям профессионального стандарта? Насколько сложна процедура оценки кандидата по каждой из необходимых функций? Какие инструменты могут для этого понадобиться?
- Процедура оценки соответствия сотрудника требованиям профессионального стандарта достаточно сложная. В помощь работодателям, а также самим работникам в определенных сферах разрабатывается процедура сертификации, и если по определенному стандарту уже созданы сертификационные центры оценки, то работодатель сможет отправить туда работника, где эксперты с помощью специальных инструментов оценят соответствие работника всем требованиям, установленным в стандарте. Причем сертификация может быть проведена на соответствие работника как всему профессиональному стандарту, так и одной или двум обобщенным трудовым функциям.
Если сертификации по определенному стандарту пока нет, то работодатель может самостоятельно провести оценку или аттестацию работника.
Проведение оценки или аттестации на соответствие внутренним требованиям компании – не самая легкая задача, а проведение оценки или аттестации на соответствие профессиональному стандарту самостоятельно – тем более. При проведении самостоятельной оценки многие работодатели могут столкнуться с определенными проблемами: какие инструменты использовать, кто должен входить в состав комиссии, каковы критерии оценки, что считать успешным или неуспешным прохождением испытаний и т.д.
Например, многие работодатели при проведении аттестации используют такой инструмент, как тестирование. Но ведь и здесь все не так просто. Кто в компании сможет составить тесты для специалистов по управлению персоналом? Руководитель? А кто сделает это для руководителя? Насколько глубокими должны быть тесты? С помощью тестов можно оценить только знания, но невозможно оценить умения. Как тогда оценивать умения? При помощи практических задач, кейсов? Конечно, вопросов будет очень много, поэтому проект по сертификации является достаточно хорошей идеей как для работодателя, так и для самих работников, а также соискателей.

  • Прямое наблюдение;
  • Методы на основе продукта;
  • Портфолио;
  • Анкетирование;
  • Свидетельство третьих сторон.

4. Необходимо ли полное соответствие кандидата на ту или иную должность требованиям, перечисленным в трудовых функциях профессионального стандарта, или на какие-то недостатки можно закрыть глаза?
- В каждом профессиональном стандарте этот вопрос решается индивидуально. В некоторых стандартах существуют альтернативные требования, в других они жесткие и однозначные. Если работник не будет соответствовать квалификационным требованиям, работая в определенной профессиональной сфере, то и успешно выполнять свои функции он не сможет.

5. Нужно ли приводить систему образования в соответствие с профессиональными стандартами?
- Ожидается, что образовательные стандарты и программы обучения будут основаны на профессиональных стандартах, для обеспечения соответствующих кадров.
На сегодняшний день разработан проект профессионального стандарта на педагогов, после утверждения которого, в соответствии с ним, будет осуществляться подготовка педагогов. Предполагается, что действующие педагоги, работающие в системе образования получат необходимые навыки преподавания на курсах повышения квалификации.
Между профессиональными и образовательными стандартами не может быть разрыва. Система образования должна перестраиваться с учетом новых требований к работнику. Профессиональные стандарты, непосредственно связанные потребностями рабочего места, должны стать основой для разработки учебных программ. От профессиональных учебных заведений наряду с теоретической подготовкой сегодня требуется формирование профессиональных компетенций.

6. Что дают профессиональные стандарты работнику?
- Профессиональные стандарты позволят лучше планировать свою карьеру, ставить цели. Если человек хочет сменить сферу, рамки квалификаций и стандарты помогут определиться, в какую сферу можно переквалифицироваться с наименьшими трудозатратами при имеющихся квалификациях. Если человек хочет остаться в своей профессии, стандарты помогут определить, какие навыки надо развивать, какие квалификации подтверждать для того, чтобы оставаться востребованным в своей сфере и получать соответствующее вознаграждение.
Требования к профессиям меняются каждые несколько лет, и никто не захочет попасть под сокращение из-за того, что не держал руку на пульсе и своевременно не «прокачивал» свои навыки, не получал новые знания, не подтверждал компетенции.